«В неформальном секторе сегодня занято около 15 млн россиян, что составляет примерно пятую часть всех работающих. С учетом „серой“ занятости реальное число может достигать 35 млн человек. Если обязательный платеж не будет введен, численность теневой занятости может увеличиться на 3–6%, то есть примерно на 150–300 тыс. человек. Причины — подорожание официальной деятельности, стагнация доходов и частичный уход самозанятых в неформальные форматы», — отметил Скуйбеда.
Он оценил, что количество нелегально работающих россиян может вырасти до 15,2 млн человек и достичь 20% от занятых.
По его словам, при жестком сценарии в случае введения фиксированного взноса для неработающих рост может составить 7–10% — до полумиллиона человек. Часть граждан предпочитает не показывать доходы и уйдет в расчеты наличными, предупредил инвестор.
Он добавил, что при позитивном сценарии — если государство сохранит режим самозанятости без изменений до 2028 г. и будет стимулировать цифровую регистрацию доходов — теневая занятость может стабилизироваться или даже снизиться на 1–2%.
Всеобщий взнос в 45 тыс. р. в ближайшие два года эксперту кажется маловероятным. Речь идет не о готовом решении, а о попытке выстроить более устойчивую систему финансирования медицины и определить пределы участия граждан в ней, пояснил Скуйбеда.
По его мнению, скорее всего, государство выберет эволюционный путь: постепенное повышение нормативов, пилотные механизмы и точечный контроль. Для граждан это сигнал, что официальная занятость будет дорожать, но легальные формы самозанятости по-прежнему остаются самым безопасным вариантом, заключил эксперт.
В начале октября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила обязать безработных россиян платить за медстраховку. По ее словам, сейчас «честно работающие люди» фактически финансируют медицинскую помощь «тунеядцам», а проблема «давно перезрела», поэтому нужны поправки. Если инициативу одобрят, безработным предстоит вносить «не колоссальные средства» — 45 тыс. р.